Рис. 1. Блок ЭСУД 21214-1411020-30.
Рис. 2. Блок ЭСУД без корпуса, плата залита эпоксидной смолой.
Рис. 3. Плата блока ЭСУД, в центре заклепка крепления к нижней части корпуса.
Рис. 4. Высверливаем заклепку.
Рис. 5. Отклеиваем пленку. Потом вставим на место.
Рис. 6. Отверстие для заливки смолы.
Рис. 7. Подсвеченное через застывшую смолу отверстие для заливки хорошо видно.
Рис. 8. На край платы нанесен герметик.
Рис. 9. Все готово для заливки смолы.
Рис. 10. Смола начала вытекать из места сопряжения корпуса с разъемом.
|
Возможность попадания воды в контроллер - недостаток любой машины, тем более внедорожника
Используемые в настоящее время (2020) контроллеры на автомобилях Нива производства BOSH или Ителма очень
боятся воды. Достаточно попасть нескольким каплям воды на стык корпуса контроллера или в его разъем, и результат практически гарантирован
- контроллер выходит из строя. Такая ситуация может возникнуть, если засорился дренаж лобового стекла, или вода попала в салон
при преодолении брода.
Контроллер расположен в салоне внизу слева у ног водителя в инжекторной нивской "классике",
внизу справа от рулевой колонки у ног пассажира в автомобиле Нива Шевроле. Оба места расположения блоков ЭБУ внизу, под лобовым стеклом и вода,
откуда бы она не появилась, может легко туда попасть.
Отступая от темы обслуживания автомобилей Нива, еще хуже ситуация с автомобилем Калина.
На Калине ЭБУ находится точно под радиатором отопителя, при его течи контроллер выходит из строя. Поскольку рано или поздно печка
обязательно потечет, контроллер вам придется обязательно поменять, или продать машину раньше, чем это случится. На последнее в лучшем
случае, правда, есть примерно лет десять.
Если влага попадает на контроллер в очень малых количествах, тогда может оказаться, что есть время,
когда еще можно его спасти. Если периодически загорается "чек", а диагностика показывает какие-то несуразные ошибки, то, вполне возможно,
что в блок ЭБУ стала проникать влага. В этой связи добавим, что вообще множественные непонятные ошибки OBD могут указывать на неисправность
контроллера.
Известные в интернете пути решения проблемы попадания воды в блок ЭСУД автомобиля
1. Перенести контроллер в более высокое и безопасное с точки зрения протечек место.
Решение, в принципе, не плохое, но с местом проблема - под передней панелью наверху его мало. Плюс нужен удлинитель жгута контроллера.
2. Заворачивание контроллера в пластиковые пакеты заведомо плохой способ. Пакеты загерметизировать
очень трудно, кроме того, в них может образовываться конденсат.
Влагозащищенные контроллеры 90-х
В далекие 90-е годы прошлого века в нашей стране благодаря усилиям автоперегонщиков и прочих
автобизнесменов появились в большом количестве сильно подержанные иномарки, в частности американского производства. Эти автомобили
уже, как правило, были инжекторными и оснащены, соответственно, электронными блоками управления двигателем.
Что в этих контроллерах было примечательно?
А то, что обычно они располагались под капотом, где были подвержены воздействию пыли и воды с дороги,
и их платы с электронными компонентами были герметично залиты смолой. Такая заливка
предотвращала пападание влаги и выход блоков управления двигателем из строя.
Попытка погуглить или прояндексить такой контроллер ни к чему не привела, такое впечатление,
что такого просто никогда не было. А сейчас, похоже, весь мир ездит на машинах с влагопроницаемыми ЭБУ.
Наш эксперимент
Мы решили попробовать поставить эксперимент, о котором расскажем ниже, по защите контроллера от воды
путем заливки его платы эпоксидной смолой. Эпоксидная смола находит применение в радиотехнической промышленности именно для таких целей.
Мы пытаемся заполнить смолой все пустое простанство внутри корпуса контроллера, не только
изолировав радиодетали и микросхемы на плате, но также не оставляя воде свободных полостей внутри корпуса блока, где бы она могла
накапливаться.
Эксперимент поставлен на автомобиле Калина, мозги которого залил протекший в апреле 2020 г. радиатор печки. Конструкции контроллеров
автомобилей Нива, Нива Шевроле (правильнее теперь писать Лада 4х4, Нива) и Калина идентичны. Для ремонта (замены) был
приобретен новый контроллер,
который был залит эпоксидной смолой как описано ниже перед установкой на автомобиль.
Эксперимент еще не завершен, поскольку воду на работающий контроллер мы еще специально не лили.
На сегодня (сентябрь 2020)
контроллер работает и можно сделать следующие выводы:
1. Заливка не привела к потере работоспособности размещенных на плате контроллера деталей.
2. В жаркие дни летом не произошло деформаций платы, которые привели бы к отказу контроллера.
Ждем зимы, когда низкие температуры также могут привести к каким-то поломкам на плате. Мы обращаем
внимание на эти моменты, поскольку на них указывали эксперты, к которым мы обращались за консультацией перед началом проведения эксперимента.
Автомобиль эксплуатируется практически ежедневно.
О том, что произойдет дальше, мы намерены сообщать на этой странице.
Как была произведена заливка контроллера эпоксидной смолой
Мы не несем ответственности за порчу контроллера, которая может иметь место в
результате описываемых действий.
Данная статья написана исключительно в рекламных ознакомительных целях. Итоговый вид залитого контроллера (со снятым корпусом) показан на рис. 2.
1. Снимаем верхнюю крышку (откручиваем четыре винта или гайки по углам корпуса контроллера).
Вид платы с заклепкой в центре на рис. 3.
2. Высверливаем заклепку, крепящую плату контроллера к нижней части его корпуса (рис. 4).
Отделяем нижнюю часть корпуса.
3. Отделяем от нижней части корпуса контроллера изолирующую пленку (рис. 5).
4. Смазываем внутренние поверхности верхней и нижней частей корпуса тонким слоем консистентной смазки
(например, литолом), чтобы они не приклеились к застывшей смоле и потом при необходимости можно было разобрать контроллер.
5. Сверлим в неиспользуемой части разъема контроллера отверстие 10 мм для заливки смолы (рис. 6).
Малое отверстие, которое видно на рисунке, было просверлено для выхода воздуха, оно не нужно. Хорошо видно подсвеченное сзади отверстие,
уже заполненное смолой (заглушенное) на залитом контроллере (рис. 7).
6. Смазываем край платы с двух сторон силиконовым герметиком, чтобы в процессе заливки через щель не
просачивалась жидкая смола (рис. 8).
7. Собираем контроллер - на всякий случай на плату с нижней стороны возвращаем изолирующую пленку,
вставляем плату между половинками корпуса и заворачиваем четыре винта по углам. Контролируем герметизацию шва между
половинками корпуса.
8. Фиксируем контроллер в вертикальном положении (разъемом вверх), вставляем по размеру воронку и
заливаем смолу в просверленное отверстие, пока она не начнет выливаться из щели между корпусом и разъемом (рис. 10). При застывании
смолы возможно сильное выделение тепла. Наверное, это не опасно, но мы после сильного нагревания контроллера охлаждали его под струей
проточной воды.
Что нужно сделать еще
Чтобы решить проблему защиты блока ЭСУД до конца, необходимо дополнительно
загерметизировать его разъем. Но предохранив описанным выше способом плату, основная часть проблемы должна быть решена.
После замены контроллера необходимо провести переобучение системы АПС,
если она используется.
|